Поделитесь:

понедельник, 27 мая 2013 г.

Ю.А. Гагарин. Начало космической эры



Ю.А. Гагарин. Начало космической эры. Вспоминаю, как это было...

Кремль. Банкет в честь первого космонавта.
Хрущев отводит его в сторонку и спрашивает на ушко:
– Юра, а ты Бога там видел?
– Видел, Никита Сергеевич!

Гагарин – русская икона
 

Ю.А. Гагарин

  Гагарин был военный лётчик. Он улетал в космос на корабле из тугоплавких металлов, из нержавеющей стали, его окружали антенны, бесчисленные приборы. Он был рулевой, управлявший космической машиной. За его корблём тянулся огненный шлейф сгоревшего топлива. Но в этой огненной борозде, которую он провёл в небе своим космическим плугом, росли дивные цветы, посаженные многими поколениями русских лю дей. Гагарина толкала в космос не только реактивная сила, но и таинственная молитвенная мечта, не оставлявшая русских на протяжении всей бесконеч- ной истории. Волшебные сказки про чудодейственную яблоню с плодами, да- рующими жизнь вечную. Иван-дурак, в своей доброте и своей неподкупной простоте добывающий чудодейственную жар-птицу. Воскрешение поцелуем любви и нежности царевны, лежащей в хрустальном гробу. Русская мечта о безгрешной счастливой жизни, в которой отсутствуют порок и вражда, обрекающие человека на преждевременную смерть и уныние.
 
 
Стремление в небо, в лазурь к бестелесной божественной красоте «идеже несть болезни, ни печали», а одно чудесное солнечное существование. Все эти сказки русских волхвов, учение русских старцев, теории русских космистов, среди которых фантастический Николай Фёдоров, провозгласивший идею земного бессмертия. Это они посылали Гагарина в космос, они целовали его в уста перед полётом, они обнесли его вокруг земли и опустили в весеннюю, краснеющую маками казахстанскую степь.
    Как мало похожи космические переговоры Юрия Гагарина на стихи поэтов Серебряного века! Но это он, Серебряный век, создал поэзию, похожую на непрерывный божественный псалом, в котором славятся красота, любовь, целомудренное обожание природы, поклонение России не только земной, но и небесной, собравшей в себя сонмы русских праведников и героев. Есенин, обожествивший русскую природу, русскую жизнь, – это Гагарин русской поэзии. А Гагарин с его восхитительной русской улыбкой, коснувшийся перстами золотой пролетавшей кометы – это Есенин русского космоса.
В нём искупление всех непосильных трудов, надрывных страданий, кровавых жертвоприношений, которые заплатил русский XX век за то, чтобы человечество в лице Гагарина преодолело кровавую гравитацию истории. Наш народ его послал в тридевятое царство – в космос, чтобы тот вернулся и принёс России благую весть. Гагарин – витязь Русской Победы. Победа сорок пятого года – это космодром, с которого Гагарин взлетел в небеса. Он принял из рук Кантария победное алое знамя и отнёс его в космос. По сей день оно пламенеет на орбите, вращаясь вокруг земли.
    Гагарин улетел с Земли в космос, преобразив земное в космическое. Но и космос через Гагарина влился в земное бытие, преобразив космическое в земное. Гагарин был земным человеком, улетевшим в мироздание. Но он был небожителем, прилетевшим из космоса на землю. Через Гагарина божественная сила снизошла в земную реальность. Гагарин преображён космосом – космочеловек.
Несметны богатства русской земли. Несметны богатства русской истории. Неисчислимы красоты русской культуры. Мистическая Русская Победа – это чаша, полная волшебного напитка, который исцеляет нас в минуты уныния и поражения, воскрешает нас в часы смертельной погибели.
    Юрий Гагарин с его белоснежной улыбкой, окружённый дивным сиянием, в блеске звёзд среди лучистых светил – это русская икона, перед которой очищаем себя, молимся о ненаглядной бессмертной России.
    История – не мутное облако тумана, которое по прихоти ветра мечется в разные стороны. История – это колесо, которое катится. Человечество творит колею для колеса истории, направляя его через все кровавые рытвины и уха- бы в сторону божественного озарения. Гагарин управлял колесом истории. Как Илья Пророк, взятый живым на небо, мчался на своей колеснице, мерцая среди звёзд деревянными спицами, так и Юрий Гагарин взлетел на своём корабле, прокатился один раз вокруг Земли и улетел в бесконечность, где и пребывает поныне.
Человечество стремится управлять историей. Стремится одолевать в ней хаос случайностей. Историей управляют отдельные пророки и герои. Но есть народы, призванные во всей своей совокупности управлять историей. Такие народы называются мессианскими. Русские – мессианский народ. Он стремится к тому, чтобы колея истории привела человечество в рай. В то совершенное бытие, где отсутствуют чёрный грех, ненависть, угнетение ближнего, насилие над человеком, цветком, звездой небесной.
Патриарх Никон в XVII веке под Москвой воздвиг чудную обитель – Новый Иерусалим. Он послал монахов и архитекторов в Палестину, в Святую землю, и те принесли ему под Москву чертежи Храма Гроба Господня, топонимику Святой Земли. И теперь под Москвой в Ново-Иерусалимском монастыре есть Голгофа, Крестный путь, Фавор, река Иордан, Генисаретское озеро и Гроб Господень – все дороги и тропы, по которым ступала нога Христа.
По разумению Никона, Россия была той страной, которую выбрал для своего Второго Пришествия Иисус Христос. Россия – избранная Богом страна – строила для Спасителя среди подмосковных березняков и рек удивительный космодром, на который в буре огня и света должен был опуститься Христос. Ибо Россия – излюбленная Христом страна, которую «удрученный ношей крестной,.. в рабском виде Царь Небесный, исходил, благословляя». Грандиозная космогония Никона была созвучна тому, как если бы русские задумали передвинуть земную ось, поменять местами летающие в мирозда- нии планеты и сделать Россию центром Вселенной. Гагарин перенёс земную историю в космос. С этого момента земная исто- рия Россия стала историей космической. Любое деяние, любой поступок, со- вершённые на земле, меняют весь космос.
    Юрий Гагарин – святой. Он не погиб в авиационной катастрофе, а живым был взят на небо. Когда мы слышим летний гром за высокой синей тучей, мы знаем – это летит Гагарин, и его след в небесах отмечен радугой.
автор: Александр Проханов

Гагарин – русский святой

Лев Мельников,
академик Российской Академии Космонавтики
имени К.Э.Циолковского,
академик Международной Академии
Информатизации ООН,
вице-президент Академии витасофии
   Легендарный Икар взмыл в небо на крыльях, сделанных из птичьих перьев его отцом, знаменитым изобретателем Дедалом. Александр Македонский оторвался от земли с помощью упряжки из орлов. Кришна летал в поднебесье на чудесной птице Гаруде. Леонардо да Винчи конструировал для полета крылья и вертолет. Братья Монгольфье приспособили для полетов над землей воздушный шар. Затем появились дирижабли и первые самолеты. И только ракета позволила человеку оторваться от Земли и выйти в околоземное про- странство.
    Вековая мечта человечества вырваться за пределы Земли осуществилась 12 апреля 1961 года во время орбитального полета Юрия Алексеевича Гагарина (1934–1968), открывшего новую, космическую эру.
Все теории, версии, гипотезы ученых в отношении первого рывка в космос ничего не стоили без «решающего эксперимента» (экспериментум круцис). Гагарин на самом себе поставил этот решающий эксперимент, и умозрительная наука после него стала совершенно реальной технологией (в подборе, подготовке и т.п.) реальной космонавтики.
50 на 50, что Гагарин шел на верную смерть: ведь никто не знал, чем это закончится. 108 минут полета и один полный оборот вокруг Земли позволили ответить на чудовищный ворох самых разнообразных вопросов. Эти ответы получили и ученые, и технологи-практики.
А тренировки на Земле? – скажут иные. Ведь он тщательно, как в спорте, тренировался перед полетом.
Нельзя себя натренировать на подвиг. Его можно только совершить. Подвиг проявляется спонтанно. Для этого нужны особые условия. И они в 1940–1950-е годы создались. Это были годы, когда закладывалась основа для гагаринского старта. Космонавт, особенно Первый, идет в НЕИЗВЕДАННОЕ, и это всегда подвиг. У Первого – такой подвиг, который вообще повторен быть не может. Маленький камешек (крошечный метеорит), летящий со скоростью 30 км в секунду, такова скорость Земли на орбите, мог перечеркнуть все тренировки Юрия Алексеевича Гагарина. Поэтому первый космический полет – это все равно, что прыжок со скалы с завязанными глазами. По степени риска и опасности того и другого. Другое дело – после Гагарина: тут многое стало ясно. Поэтому не столь прославлен, хотя было так же опасно, II космонавт планеты Герман Степанович Титов, которого я очень уважаю и люблю, с которым был лично знаком, более того, он удивительно душевно ко мне относился.
За эти 50 лет не состоялось то, что прогнозировалось романтиками. Некоторые, как, например, Константин Петрович Феоктистов, дававший положительные заключения на мои самые романтические фантазии по поводу межпланетных полетов, разочаровались и скептически стали высказываться о будущем пилотируемой космонавтики. Будущее виделось в автоматических аппаратах, а не в полетах человека.
Американцы за этот период намечали полеты на Марс на 1980 год. Сергей Павлович Королев планировал облететь с человеком планеты Солнечной системы, да не просто, а со специальным устройством интерьера, включая цветомузыку. Психологией интерьера я и занимался в ИМБП МЗ СССР (теперь ГНЦ ИБМП РАН РФ) с 1966 года (момента поступления в это учреждение) по подготовке космонавтов. Кстати, сам ИБМП был учрежден и организован в 1963 году под марсианский полет (!). Всего через два года после полета Гагарина и Титова наша космическая наука нацелилась на пилотируемую экспедицию на Красную планету. Вот насколько серьезно ставился тогда вопрос о межпланетных путешествиях. И я застал эту ве- ликую эпоху.
    Когда теперь листаешь страницы изданий ВСЕГО МИРА тех лет, даже не верится, что была такая шумиха вокруг имени Гагарина. Нынешняя моло- дежь об этом даже не подозревает (газеты тех лет истлевают в архивах би- блиотек, а то и безвозвратно утрачены). На всех языках шло прославление нашего Первого космонавта.
    Гагарин едва не стал новым мессией: все было для этого и даже очистительная окончательная жертва – мистическая гибель во время ненужного нпонятного и таинственного испытательного полета 27 марта 1968 года. Гбель Гагарина – это особая тема, и о ней надо говорить отдельно. Ни одна из версий гибели Первого космонавта пока не выдерживает критики. Он стал кумиром всего мира и едва не дотягивал до Спасителя. Действительно, то, что он совершил, было подвигом во имя всех землян.
    Гагарин не был локальным явлением, хотя его воспитала для этого подвига Красная империя и сталинская система организации подготовки летчиков- истребителей (в 1940-е годы их называли «сталинскими соколами»). В космнавты брали исключительно из истребительной авиации. При рынке Гагарин был бы невозможен: система приоритетов и ценностей не та, что была тогда. В 1930–1950-е годы работали прежде всего за идею. В этом смысле то время неповторимо и уникально.
    Откуда появлялись эти герои, типа конкистадоров, великих путешественников, первооткрывателей, которые совершали цивилизационные подвиги? обычно такие герои возникали в переломные эпохи, на подъеме творческих сил и реализации возникшей пассионарности народа. Обитатели Пиринейского полуострова, завершив реконкисту, отвоевание своих земель, затем устремились на Запад, за океан, в Новый свет. Победители в Великой отечественной войне сразу же, в 1945 году переключились на завоевание космоса: были организованы КБ, ОКБ и исследовательские институты космической и ракетостроительной тематики. В чем-то аналогия с Великими географическими открытиями! Да и недаром Гагарина считают космическим Колумбом.
    В США речь зачастую идет исключительно о лунных достижениях этой страны, которые, конечно, тоже неоспоримы, но... вторичны! Опять-таки – это все равно, что Колумб и Америго Веспуччи, с точки зрения приоритета.
    Как всякое эпическое деяние, полет Гагарина оброс легендами и мифами. Но и без мифотворчества он выглядит истинно былинным. Ведь Гагарин мог Глава VIII Начало космической эры 9 по крайней мере трижды погибнуть за свои 108 минут полета. Не случилось это благодаря известному везению и железной воле космонавта.
    В моменты спуска с орбиты не произошло разделение спускаемого аппарата и приборного отсека (который должен был остаться на орбите). Целых 10 минут Гагарин жил в тревожном ожидании катастрофы и гибели. По известному теперь отчету Первого космонавта, разделение произошло не в 10.25, как ожидалось, а в 10.35! А ведь в космосе счет идет не на минуты, а на секунды. В иллюминатор было видно полыхающее алое пламя, что озадачило Юрия Алексеевича. Это обгорала обшивка, что естественно для спускающегося с высоты около 200 км космического аппарата, но человек наблюдал это с орбиты впервые и, впору было, растеряться. Гагарин же лишь поудобнее расположился, поставил ноги к иллюминатору, шторки закрывать не стал, и обо всем происходящем спокойно докладывал в Центр управления полетами (теперь ЦУП им. Гагарина). Катапультирование из спускаемого аппарата произошло в штатном режиме, но затем в скафандре заело дыхательный клапан, и Гагарин стал задыхаться. Огромным усилием воли Первый космонавт подавил в себе панику, наладил клапан и свободно вздохнул полной грудью.
    Приземление произошло в Саратовской области, недалеко от деревни Смеловки. Первыми его увидели жительница этой деревни и ее племянница. Затем Гагарина окружили местные колхозники. На его лице не было и следов недавней борьбы со смертельной опасностью, он улыбался.
    Однако спасительная команда, встречавшая героя космоса, в лице врачей, готовивших полет, отметила некоторые психофизические нарушения у Гагарина, он был рассеян, не сразу отвечал на вопросы, перепутал даты: вместо 1961 поставил 1960 год на памятной надписи, которую он сделал в честь советской медицины.
    Поскольку в 1950-1960-е годы шла беспрецедентная гонка между СССР и США за космический приоритет, американцы незамедлительно откликнулись на полет нашего первопроходца. Критика некоторых специалистов США в адрес американской космонавтики (у них – астронавтики) была в ряде случаев уничтожающей для их страны. Известно, что через несколько месяцев после Гагарина в космос полетел американский астронавт, и вот характеристика его «достижений».
    7 мая 1961 года корреспондент газеты «Нью-Йорк таймс» Джон Финни писал:
    «По сравнению с полетом советского космонавта Юрия Алексеевича Гагарина 12 апреля вокруг земного шара, 15-минутный полет в космос астронавта Алана Шепарда на высоту примерно 115 миль и на расстояние 290 миль от пусковой установки, несомненно, был скромным и запоздалым. Ракета, с помощью которой он был запущен, имеет мощность, равную всего лишь одной десятой мощи советской ракеты, а капсула составляла по весу лишь одну пятую веса кабины, в которой летел Гагарин. Полет продолжался всего лишь шестую часть времени от полета Гагарина, а расстояние, ко- торое пролетел Шепард, составляло примерно 1/90 расстояния, покрытого Гагариным».
    По словам Дж.Финни, полет Шепарда «явился новым доказательством того, что США ввиду отсутствия у них мощных ракет на несколько лет от- стали от Советского Союза».
    Американский президент Джон Кеннеди честно признал отставание США в беспрецедентной космической гонке, кратко сформулировав итог ее: «Мы позади». Столько же категоричны были тогда и американские газеты.
Земная жизнь
Юрия Алексеевича Гагарина
   
 Юрий Алексеевич Гагарин родился 9 марта 1934 года. Согласно документам, это произошло в деревне Клушино Гжатского района Западной обла- сти РСФСР (ныне Гагаринский район Смоленской области), то есть по месту жительства (прописки) родителей. Фактическое место рождения – роддом города Гжатска, (переименованного в 1968 году в г. Гагарин). Русский. По происхождению является выходцем из крестьян: его отец, Алексей Иванович Гагарин (1902–1973), – плотник, мать, Анна Тимофеевна Матвеева (1903– 1984), – работала на молочнотоварной ферме. Его дедушка рабочий Путилов- ского завода Тимофей Матвеевич Матвеев жил в Санкт-Петербурге, в Автове, на Богомоловской (ныне Возрождения) улице в конце XIX века.
    Детство Юрия прошло в деревне Клушино. 1 сентября 1941 года мальчик пошёл в школу, но 12 октября деревню заняли немцы, и его учёба прервалась. Почти полтора года деревня Клушино была оккупирована немецкими войсками. Однажды младшего брата Юрия, Бориса Гагарина, немец повесил на шарфе и начал фотографировать. Юрий успел позвать мать, и той удалось, оттолкнув немца, снять сына с шарфа. После этого случая Борис в течение месяца не мог ходить. 9 апреля 1943 года деревню освободила Красная армия, и учёба в школе возобновилась.
    24 мая 1945 года семья Гагариных переехала в Гжатск. В мае 1949 года Гагарин окончил шестой класс Гжатской средней школы, и 30 сентября поступил в Люберецкое ремесленное училище № 10. Одновременно поступил в вечернюю школу рабочей молодёжи, седьмой класс которой окончил в мае 1951 года, а в июне окончил с отличием училище по специальности формовщик-литейщик.
    В августе 1951 года Гагарин поступил в Саратовский индустриальный техникум, и 25 октября 1954 года впервые пришёл в Саратовский аэроклуб. В 1955 году Юрий Гагарин добился значительных успехов, закончил с отли- чием учёбу и совершил первый самостоятельный полёт на самолёте Як-18. Всего в аэроклубе Юрий Гагарин выполнил 196 полётов и налетал 42 часа 23 мин.
    27 октября 1955 года Гагарин был призван в армию и отправлен в г. Чка- лов, в 1-е военно-авиационное училище лётчиков имени К. Е. Ворошилова. Обучался у известного в те времена лётчика-испытателя Я.Ш. Акбулатова. Несмотря на некоторые сложности, возникавшие в процессе обучения, 25 октября 1957 года Гагарин окончил училище с отличием. В течение двух лет служил в 169-м истребительном авиационном полку 122-й истребительной авиационной дивизии Северного флота, вооружённом самолётами МиГ-15бис. К октябрю 1959 года налетал в общей сложности 265 часов.
    В 1957 году женился на Валентине Ивановне Горячевой.
    9 декабря 1959 года Гагарин написал заявление с просьбой зачислить его в группу кандидатов в космонавты. Уже через неделю его вызвали в Москву для прохождения всестороннего медицинского обследования в Центральном научно-исследовательском авиационном госпитале. В начале следующего года последовала ещё одна специальная медкомиссия, которая признала старшего лейтенанта Гагарина годным для космических полётов. 3 марта 1960 года приказом Главнокомандующего ВВС Константина Андреевича Вершинина зачислен в группу кандидатов в космонавты, а 11 марта Гагарин вместе с семьёй выехал к новому месту работы. С 25 марта начались регулярные занятия по программе подготовки космонавтов.
    12 апреля 1961 года с космодрома Байконур впервые в мире стартовал космический корабль «Восток» с пилотом-космонавтом Юрием Алексеевичем Гагариным на борту. За этот полёт ему было присвоено звание Героя Советского Союза и воинское звание майора досрочно (взлетал в звании старшего лейтенанта), а начиная с 12 апреля 1962 года день полёта Гагарина в космос был объявлен праздником – Днём космонавтики.
    В 1966 году Гагарина избрали Почётным членом Международной академии астронавтики, а в 1964 году он был назначен командиром отряда советских космонавтов. В июне 1966 года Гагарин уже приступил к тренировкам по программе «Союз». Он был назначен дублёром Комарова, который совершил первый полёт на новом корабле.
    1 сентября 1961 года Юрий Гагарин поступил в Военно-воздушную инженерную академию им. Жуковского, а 17 февраля 1968 года защитил в ней дипломный проект. Государственная экзаменационная комиссия присвоила полковнику Ю.А.Гагарину квалификацию «лётчик-инженер-космонавт» и рекомендовала его в адъюнктуру академии. До последних дней Гагарин исполнял обязанности депутата Верховного Совета СССР.

Подготовка
    После четырёхмесячного московского периода подготовки, который начался в марте 1960 г., Центр подготовки космонавтов всем своим наличным составом перебрался на постоянное место своего базирования – в Звёздный. Там к этому времени удалось создать на первое время самые непритязательные условия для работы. Неподалёку, близ станции Чкаловской, был получен пер- вый жилой фонд – квартиры для размещения семей слушателей-космонавтов и части семей руководящего состава Центра подготовки космонавтов.
    Из двадцати претендентов отобрали шестерых, Королёв очень торопился, так как были данные, что 20 апреля 1961 года своего человека в космос отправят американцы. И поэтому старт планировалось назначить между 11 и 17 апреля 1961 года. Того, кто полетит в космос, определили в последний момент, на заседании ГК, ими стали Гагарин и его дублёр Герман Титов. Было подготовлено три сообщения ТАСС о полёте Гагарина в космос. Первое – «Успешное», второе на случай, если он упадёт на территории другой страны или в мировом океане – «Обращение к правительствам других стран», с просьбой помощи в поиске, и третье – «Трагическое», если Гагарин не вернётся живым.
    Старт корабля «Восток-1» был произведён 12 апреля 1961 года в 09:07 по московскому времени с космодрома Байконур; позывной Гагарина был «Кедр». Ракета-носитель Восток проработала без замечаний, но на завершающем этапе не сработала система радиоуправления, которая должна была выключить двигатели 3-й ступени. Выключение двигателя произошло только после срабатывания дублирующего механизма (таймера), но корабль уже поднялся на орбиту, высшая точка которой (апогей) оказалась на 100 км выше расчётной. Сход с такой орбиты с помощью «аэродинамического торможения» мог занять по разным оценкам от 20 до 50 дней.
    На орбите Гагарин провёл простейшие эксперименты: пил, ел, делал записи карандашом. «Положив» карандаш рядом с собой, он случайно обнаружил, что тот моментально начал уплывать. Из этого Гагарин сделал вывод, что карандаши и прочие предметы в космосе лучше привязывать. Все свои ощущения и наблюдения он записывал на бортовой магнитофон. До полёта ещё не было известно, как человеческая психика будет вести себя в космосе, поэтому была предусмотрена специальная защита от того, чтобы первый космонавт в порыве помешательства не попытался бы управлять полётом корабля. Чтобы включить ручное управление, ему надо было вскрыть запеча- танный конверт, внутри которого лежал листок с кодом, набрав который на панели управления можно было бы её разблокировать.
    В конце полёта тормозная двигательная установка (ТДУ) конструктора Исаева проработала успешно, но с недобором импульса, так что автоматика выдала запрет на штатное разделение отсеков. В результате, в течение 10 минут перед входом в атмосферу корабль беспорядочно кувыркался со скоростью 1 оборот в секунду. Гагарин решил не пугать руководителей полёта (в первую очередь – Королёва) и в условном выражении сообщил о нештатной ситуации на борту корабля. Когда корабль вошёл в более плотные слои атмосферы, то соединяющие кабели перегорели, а команда на разделение отсеков поступила уже от термодатчиков, так что спускаемый аппарат наконец отделился от приборно-двигательного отсека. Спуск происходил по баллистистической траектории (как и у остальных космических кораблей серий Восток и Восход), то есть с 8-10 кратными перегрузками, к которым Гагарин был готов. Сложнее было пережить психологические нагрузки – после входа капсулы в атмосферу загорелась обшивка корабля (температура снаружи при спуске достигает 3-5 тысяч градусов), по стёклам иллюминаторов потекли струйки жидкого металла, а сама кабина начала потрескивать.
    На высоте 7 км в соответствии с планом полёта Гагарин катапультировался, после чего капсула и космонавт стали спускаться на парашютах раздельно (по такой же схеме происходила посадка и остальных 5 кораблей из серии Восток). После катапультирования и отсоединения воздуховода спускаемого аппарата, в герметичном скафандре Гагарина не сразу открылся клапан, через который должен поступать наружный воздух, так что Гагарин чуть не задохнулся. Последней проблемой в этом полёте оказалось место посадки – Гагарин мог опуститься на парашюте в ледяную воду Волги. Юрию помогла хорошая предполётная подготовка – управляя стропами, он увёл парашют от реки и приземлился в 1,5–2 километрах от берега.
    Выполнив один оборот вокруг Земли, в 10:55:34 на 108 минуте корабль завершил полёт. Из-за сбоя в системе торможения спускаемый аппарат с Гагариным приземлился не в запланированной области в 110 км от Сталинграда, а в Саратовской области, неподалёку от Энгельса в районе села Смеловка. В 10:48 радар близлежащего ракетно-зенитного дивизиона засёк неопознанную цель – это был спускаемый аппарат (зенитчиков за сутки до этого предупредили, чтобы они следили за «контейнерами с неба»). После катапультирования целей на радаре стало две.
    Первыми людьми, которые встретили космонавта после полёта, оказались жена местного лесника Анна (Анихайят) Тахтарова и её шестилетняя внучка Рита (Румия). Вскоре к месту событий прибыли военные из дивизиона и местные колхозники. Одна группа военных взяла под охрану спускаемый аппарат, а другая повезла Гагарина в расположение части. Оттуда Гагарин по телефону отрапортовал командиру дивизии ПВО: «Прошу передать главкому ВВС: задачу выполнил, приземлился в заданном районе, чувствую себя хорошо, ушибов и поломок нет. Гагарин».

Встреча на земле
    Тем временем с аэродрома Энгельс вылетел вертолёт Ми-4, в задачу экипажа которого входило найти и подобрать Гагарина. Они первыми и обнаружили спускаемый аппарат, но Гагарина рядом не было; ситуацию прояснили местные жители, которые сказали, что Гагарин уехал на грузовике в Энгельс. Вертолёт взлетел и взял курс на город. По дороге с него увидели грузовик, с которого махал руками Гагарин. Гагарина подобрали, и вертолёт полетел на аэродром Энгельс, передав радиограмму: «Космонавт взят на борт, следую на аэродром». На месте посадки Гагарину была вручена его первая награда за полёт в космос – медаль «За освоение целинных земель». Впоследствии, такая же медаль вручалась на месте посадки и многим другим космонавтам.
    На аэродроме в Энгельсе Гагарина уже ждали, у трапа вертолёта было всё руководство базы. Ему вручили поздравительную телеграмму Советского правительства. На автомобиле «Победа» Гагарина повезли на командно- диспетчерский пункт, а затем в штаб базы, для связи с Москвой.
                                Исторические слова Юрия Гагарина
    К полудню на аэродром Энгельс с Байконура прибыли два самолёта: Ил- 18 и Ан-10, на которых прибыли заместитель командующего ВВС генерал- лейтенант Агальцов и группа журналистов. В течение трёх часов, пока устанавливали связь с Москвой, Гагарин давал интервью и фотографировался. С появлением связи он лично доложил Хрущёву (1-му секретарю ЦК КПСС) и Брежневу (Председателю Президиума Верховного Совета СССР) о выполнении полёта.
    После доклада Гагарин и группа сопровождающих лиц сели на самолёт Ил- 14, прибывший с куйбышевского аэродрома «Кряж», и полетели в Куйбышев (сейчас Самара). Было принято решение во избежание шумихи произвести посадку не в аэропорту «Курумоч», а на заводском аэродроме «Безымянка». Но пока глушили двигатели самолёта и монтировали трап, на аэродроме уже собралось много народу (включая рабочих и инженеров расположенного рядом с аэродромом завода «Прогресс», где, кстати, и была выпущена ракета Р-7, на которой стартовал в космос корабль «Восток» с Гагариным на борту), приехало городское партийное руководство. Когда смонтировали трап, первым вышел из самолёта Гагарин, он поприветствовал собравшихся. Гагарина увезли на обкомовскую дачу на берегу Волги. Там он принял душ и нормально поел. Через три часа после прилёта в Куйбышев Гагарина, туда же прилетели Королёв и ещё несколько человек из Госкомиссии. В 9 часов вечера накрыли праздничный стол и отметили удачный полёт Гагарина в космос.

Мировая известность
Встреча в Москве
    Первоначально никто не планировал грандиозной встречи Гагарина в Москве. Всё решил в последний момент Никита Сергеевич Хрущёв. По словам его сына – Сергея Хрущёва: «Он начал с того, что позвонил министру обороны маршалу Малиновскому и сказал: „Он у вас старший лейтенант. Надо его срочно повысить в звании“. Малиновский сказал, довольно неохотно, что даст Гагарину звание капитана. На что Никита Сергеевич рассердился: „Какого капитана? Вы ему хоть майора дайте“. Малиновский долго не соглашался, но Хрущёв настоял на своём, и в этот же день Гагарин стал майором». Потом Хрущёв позвонил в Кремль и потребовал, чтобы Гагарину подготовили достойную встречу.
    14 апреля за Гагариным прилетел Ил-18, а на подлёте к Москве к самолёту присоединился почётный эскорт истребителей, состоящий из 7-ки МИГов. Самолёт с эскортом торжественным строем прошли над центром Москвы, над Красной площадью, затем произвёл посадку в аэропорту Внуково, там Гагарина ожидал грандиозный приём. Огромная толпа народа, вся верхушка власти, журналисты и операторы. Самолёт подрулил к центральному зданию аэропорта, спустили трап, и первым по нему сошёл Гагарин.
 От самолёта до правительственных трибун была протянута ярко- красная ковровая дорожка, по ней и пошёл Юрий Гагарин (по пути у него развязался шнурок на ботинке (по другой версии – подтяжка от носков), но он не остановился и дошёл до правительственных трибун, рискуя споткнуться и упасть), под звуки оркестра, исполняющего советский авиамарш «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью». Подойдя к трибуне, Юрий Гагарин отрапортовал Никите Хрущёву:
    – Товарищ Первый секретарь Центрального Комитета Коммунистической партии Советского Союза, Председатель Совета Министров СССР! Рад доложить вам, что задание Центрального Комитета Коммунистической партии и Советского правительства выполнено…
    Дальше была поездка в открытой машине, Гагарин стоял во весь рост и всех приветствовал. Кругом слышались поздравления, многие махали плакатами. В роддомах прошли стихийные акции, многих младенцев назвали Юрами.
   На Красной площади прошёл митинг, на котором Никита Хрущёв объявил о присвоении Гагарину званий Герой Советского Союза и «Лётчик-космонавт СССР». Митинг перерос в стихийную 3-х часовую демонстрацию, которую Юрий Гагарин и руководители советского государства приветствовали с трибуны мавзолея Ленина. После окончания демонстрации Никита Хрущёв проводил Гагарина внутрь мавзолея, к саркофагу. Торжества продолжились на приёме в Кремле, на котором присутствовали многие конструкторы, имена которых тогда ещё официально не назывались. Леонид Брежнев вручил Гагарину Золотую звезду «Героя Советского Союза» и Орден Ленина. Как вспоминают участники, несмотря на масштабы празднования, в плане еды приём был довольно скромным (по традиции тех лет).
    Сообщение о полёте Гагарина в газете «Комсомольская правда» На следующий день была организована пресс-конференция, на которой Гагарину и конструкторам задавали вопросы зарубежные журналисты. Конференция началась с вопроса Гагарину о том, не является ли он родственником потомков рода князей Гагариных, ныне живущих в США. На что Гагарин ответил: «Среди своих родственников никаких князей и людей знатного рода не знаю и никогда о них не слышал».
    В июле 1961 года Гагарин прибыл в Англию по приглашению профсоюза литейщиков Англии. Сначала он посетил Манчестер и находящуюся в нём штаб-квартиру старейшего профсоюза литейщиков Великобритании. Там Гагарину вручили диплом Почётного литейщика Англии. За время этого визита Юрий Гагарин получил золотую медаль от фонда развития космоса (первый экземпляр) и встретился с руководством страны, с премьер-министром Гарольдом Макмилланом и с королевой Елизаветой II. Королева вопреки этикету сфотографировалась с космонавтом на память, мотивировав это тем, что он не обычный, земной человек, а небесный, и потому нарушения этикета нет.
    Всего только за 1961 год Гагарин посетил Чехословакию, Болгарию, Финляндию, Великобританию, Польшу (21-22 июля 1961 г.), Кубу, Бразилию с остановкой на острове Кюрасао, Канаду с остановкой в Исландии, Венгрию, Индию, Цейлон (ныне Шри-Ланка), Афганистан. В январе-феврале 1962 года Гагарин по приглашению вице-президента и главнокомандующего вооружёнными силами ОАР маршала Абдель Хаким Амера посетил Объединённую Арабскую Республику Египет. Гагарин пробыл в Египте 7 дней. Президент страны Гамаль Абдель Насер наградил Юрия Алексеевича Гагарина высшим орденом республики «Ожерелье Нила».
    Всего Гагарин в рамках своих зарубежных визитов посетил 30 стран. Иногда ему приходилось выступать там по 18–20 раз в сутки.

Жизнь и карьера после полёта
    108 минут полёта навсегда изменили жизнь Юрия Гагарина. Лётчик истребительного авиационного полка в одночасье стал одним из самых знаменитых людей в мире. Настолько велико было желание советских людей встретиться с первым космонавтом, что в течение трёх лет встречи и поездки отнимали у Юрия большую часть времени.
 
Мемориальная доска в честь Юрия Гагарина. Вручена руководителю Центра подготовки космонавтов представителем НАСА 21 января 1971 года. В 1964 году Гагарин стал заместителем начальника Центра подготовки космонавтов. Он так- же вёл большую общественно-политическую работу, являясь депутатом Верховного Совета СССР 6-го и 7-го созывов, член ЦК ВЛКСМ (избран на 14-м и 15-м съездах ВЛКСМ), президентом Общества советско-кубинской дружбы. Гагарин учился в Военно-воздушной инженерной академии имени Н.Е. Жуковского и поэтому некоторое время не имел лётной практики, также сказывалась и общественная деятельность. Первый после перерыва самостоятельный вылет на МиГ-17 он совершил в начале декабря 1967 года. Приземлился со второго захода из-за неверного расчёта на посадку, характерного для лётчиков низкого роста, имевших перерыв в полётах. Это стало поводом для опасений властей потерять популярного героя в случае аварии.
   Гагарин был дублёром Владимира Комарова в полёте на корабле Союз-1, полёт закончился гибелью космонавта. Главной задачей этого полёта была отработка отечественной лунной програм- мы. Юрий приложил немало усилий для осуществления лунных космических полётов и сам до своей гибели состоял членом экипажа одного из готовящихся лунных кораблей. Гагарин не мог самостоятельно летать на истребителе, будучи заместителем начальника ЦПК по лётной подготовке и поэтому добился направ ления на восстановление квалификации как лётчик-истребитель.
    Ю.А.Гагарин за 9 месяцев до гибели внес предложение о возможности полета советского космонавта в составе американского экипажа и наоборот и получил категорический отказ. Затем попросил о возможности побывать в НАСА в качестве жеста доброй воли – получил отказ.
   До настоящего времени личное дело офицера СА полковника Гагарина По Особому отделу КГБ СССР является государственной тайной особой важности.

Гибель
    После защиты дипломной работы в академии Жуковского Ю.А. Гагарин приступил к лётной практике – тренировочным полётам на самолёте МиГ-15УТИ (учебно-тренировочный истребитель с двойным управлением – «спарка»). В период с 13 по 22 марта он совершил 18 полётов общей продолжительностью 7 часов. Перед самостоятельными вылетами ему оставались последние два контрольных полёта – с лётчиком-инструктором, командиром полка, Героем Советского Союза Владимиром Серёгиным.
    27 марта 1968 года в 10:18 Гагарин и Серёгин взлетели с подмосковного аэродрома Чкаловский в Щёлково. На момент взлёта нижняя кромка облаков была в 900 м над землёй. Выполнение задания в пилотажной зоне должно было занять не менее 20 минут, но уже через четыре минуты (в 10:30) Гагарин запросил разрешения развернуться и лететь на базу. После этого связь с самолётом прервалась.
    Когда стало ясно, что у самолёта уже должно было закончиться топливо, в зоне полётов начались поиски, которые продолжались более 3 часов. В 14:50 одному из вертолётов удалось обнаружить обломки самолёта МиГ-15УТИ примерно в 65 км от аэродрома, в районе деревни Новосёлово, в 18 км от города Киржач Владимирской области. Утром следующего дня на ветке нашли клочок лётной куртки Гагарина с талонами на питание. Позже был обнаружен бумажник с водительскими правами и фотографией Королёва.
    Для расследования катастрофы была создана Государственная комиссия, но даже после многомесячной работы сотен специалистов комиссия не смогла однозначно объяснить причины трагедии. По сей день причины и обстоятельства катастрофы невыяснены. Существует ряд противоречивых версий случившегося.
    Перед полётом в космос Ю. Гагарин составил прощальное письмо – на случай, если погибнет. Это письмо вручили жене после его гибели под Киржачом.
    В СССР был объявлен общенациональный траур. Это был первый случай в истории СССР, когда день траура был объявлен в связи со смертью человека, не являвшегося действующим главой государства. Урны с прахом Гагарина и Серёгина замурованы в Кремлёвскую стену.

Автор статьи В.Н. Ягодинский.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...