Поделитесь:

четверг, 20 июня 2013 г.

В ритме Солнца

Из цикла А.Л. Чижевский
статья 2-я

 Авторы А. Л. Чижевский,  Ю. Г. Шишина
Главы из книги.


                                                                                 
                                                                                 ЖИЗНЬ  ОТДЕЛЬНОГО   ОРГАНИЗМА—
                                                                                  ЛИШЬ   ФРАГМЕНТ   ЖИЗНИ  ВСЕЛЕННОЙ.
                                                                                                                КЛОД    БЕРНАР

От мифов к науке.

Атон (диск Солнца) в
Египетской мифологии

«Я сын твой родимый, о Атон, взносящий священное имя до крайних высот мироздания, где в песнях ты вечно воспет. Даруй же мне силы, о Атон, с твоими сынами бла­гими дорогой единой стремиться в твой вечно ликующий свет»

С такими словами обращались к Солнцу в древнем Египте.
А ведь из кажущегося неисчерпаемым богатства солнечных излучений нам достается всего-навсего половина миллиардной его части. Но и этой энергии вполне хватает для того, чтобы наполнить Землю всевозможными проявлениями жизнедеятельности.

«Биосфера, — писал академик В. И. Вернадский, — по существу может быть рассматриваема как область земной коры, занятая трансформаторами, переводящими космические излучения в действенную земную энергию — электрическую, химическую, механическую, тепловую и т. д. Космические излучения, идущие от всех небесных тел, проникают ее всю и все в ней. Мы улавливаем и сознаем только ничтожную часть этих излучений...
Их учет и понимание дело будущего. Но несомненно не они, а лучи Солнца обусловливают главные черты механизма биосферы. Изучение отражения на земных процессах солнечных излучений уже достаточно для получения первого, но точного и глубокого представления о биосфере как о земном и космическом механизме.
Солнцем в корне переработан и изменен лик Земли, пронизана и охвачена биосфера. В значительной мере биосфера является проявлением его излучений».

Эту чрезвычайную роль Солнца во всех проявлениях жизни на Земле несомненно интуитивно постигли наши далекие предшественники — народы древности. Замечательно то, что среди огромного количества созданных человеческим воображением богов первое место долгое время у всех народов принадлежало богу дневного света — Солнцу.
Занимаясь историей астрономии, зародившейся на заре человеческой истории, английский ученый Олькотт собрал огромный материал о значении Солнца в древнем фольклоре Ассирии, Финикии, Египта, Греции, Перу, Мексики, а также в представлениях современных американских, африканских, океанийских народов.
Историческая и сравнительная мифология свидетельствует о том, что все без исключения народы в своем мировоззрении отдали непременную «дань Солнцу». В сагах, легендах, мифах, преданиях, повериях, возникших на совершенно различной почве, историка поражает глубокое сходство содержания.

Если проследить за эволюцией Солнечного культа, можно убедиться в том, что он лег в основу не только религиозного, но и научного мышления. Солнце почиталось главным божеством еще семь тысячелетий назад в древнем Египте.

Климатические условия делали Египет очень зависимым от капризов этого своенравного божества (в Гелиополисе его называли богом Ра, в Элфу — Атоном). Оно то расплавляло снега на склонах южных гор, вызывая разливы Нила, пробуждая к жизни буйную растительность илистых равнин, то периодически иссушало богатейшую житницу. Египтяне, верившие, что Солнце создало все живое на Земле, внимательно наблюдали за ним. Изучение Солнца привело, например, египтян к созданию летосчисления. Им удалось определить продолжительность года в 365,25 дня.

Персы, вавилоняне, китайцы, японцы, славяне также почитали Солнце как источник жизни, первооснову всего сущего. Особенно важную роль Солнцу отводили в своих философских воззрениях эллины. (Из представлений о Солнце возникли в древнегреческом языке такие понятия и слова, как «закон», «порядок», «гармония», «счет». Все они имеют «солнечные» корни.) В истории античного мира существовал период, когда к Солнцу, как к первоначальной причине, были возведены все явления природы.
«Лишь Солнце своим сияющим светом дарит жизнь»,— гласила надпись в храме Дианы в Эфесе. Идея о главенстве Солнца оформилась в стройную философскую теорию, наложившую неизгладимую печать на мышление античного человека.

Знакомство с историей развития человеческого знания приводит к убеждению, что основные направления естественных наук, в том числе и науки о Солнце, зародились в очень далеком прошлом. В философские учения ионийской школы, в верования индусов, в саги скандинавов уходят корни многих современных гипотез о строении материи и природе мира.
Было бы нелепо оспаривать грандиозные успехи науки наших дней, проповедовать возвращение вспять или петь дифирамбы интуитивным способностям древнего человека, но также трудно согласиться с мнением, что жившим не­когда народам не удалось додуматься до реальных представлений о  благотворной,  созидающей жизнь на Земле, творческой силе Солнца, что бесчисленные мифы — это только наивные сказки.
Они — итог многовекового коллективного опыта, результат работы поколений пытливых, неустанных, а порой и гениальных наблюдателей природы, имена которых почти утрачены.

Так, одно из величайших научных обобщений — гелиоцентризм — родилось задолго до Коперника, которого принято считать его создателем. Гелиоцентризм проповедовал еще 2100 лет назад Аристарх Самосский.
Толчком к возникновению гелиоцентрических представлений, несомненно, послужило полученное от предков убеждение о главенстве Солнца во Вселенной, которое было так созвучно «аполлиническо-солнечной» душе грека.
Но гениальные догадки древних мыслителей впоследствии были надолго забыты. На смену им пришло геоцентрическое мировоззрение, согласно которому Земля и есть «центр Вселенной».

Трудно вполне оценить тот великий урон, какой нанес творец схоластической теории мироздания Клавдий Птолемей развитию естественных наук.
Шоры геоцентрических представлений сузили в сознании людей рамки мира, окружили Землю воображаемой непроницаемой стеной, отделившей ее от вечно волнующейся стихии — Вселенной, придали Земле ореол несуществующей исключительности, направили научные искания по заведомо бесплодному пути.

Прошло семнадцать веков прежде, чем отыскался смельчак и великий мысли­тель Николай Коперник, который отважился сорвать с Солнца окутывавшую его пелену геоцентрических домыслов, рассеять мрак суеверий. С Коперника, по словам Ф. Энгельса, «начинает свое летосчисление освобождение естествознания от теологии» .

Дальнейший ход развития знаний вновь неотвратимо повернул науку лицом к Солнцу, к Космосу, начался медленный, а потом все ускоряющийся отход от идеалистических геоцентрических взглядов к материалистическим представлениям о мироздании, выдержанным в космическом ракурсе. Этот сложный процесс освобождения науки от геоцентризма — переоценки и переосмысления геоцентрических представлений в естествознании, удачно    названный    известным    советским    философом Е. Т. Фаддеевым «космизацией науки», начавшийся более трехсот лет назад, не закончился и поныне.

«Вся наша официальная физика, химия и биология исключительно геоцентричны, рассчитаны только для Земли» ,— писал Ф. Энгельс всего сто лет назад. Во многом его слова справедливы еще и сегодня. Не всегда сознаваемая инерция геоцентрических воззрений все еще велика, и никто не решится отнести геоцентризм целиком к прошлому науки, в ее историю.
Но хотя глухое эхо геоцентризма еще отдается во многих уголках естествознания, мешая порой «слышать» новые и очевидные, казалось бы, истины, космизация науки происходит стремительными темпами, особенно в последнее десятилетие после выхода человека в космическое пространство.

Пересмотр накопленного богатейшего багажа научных фактов под знаком связи земных явлений с событиями, совершающимися во Вселенной идет и в биоло­гии, и в химии, и в медицине. На наших глазах рождаются новые дисциплины: космическая физика, космическая медицина, космическая агрохимия, гелиобиология и т. д.
И хотя «процесс освобождения естествознания» из плена отживших геоцентрических идей не закончен, исход жестокой идейной битвы, начатой титанами Возрождения — Коперником, Галилеем, Бруно, предрешен.

Благодаря стремительному развитию науки и техники наблюдения за Солнцем человек узнал об этой звезде за три последние столетия, особенно за последние два десятка лет (после рождения радиоастрономии, рентгеноастрономии, гамма-астрономии) больше, чем за предыдущие тысячелетия.

Но это все же не означает, что современные астрономы зачеркивают тот огромный фактический материал, который был с таким трудом накоплен их предшественниками.
С момента изобретения Галилеем в 1610 году первого телескопа, изготовленного, как и многие последующие, его собственными руками, за Солнцем постоянно наблюдали пытливые глаза исследователей. С этого времени факты солнечной биографии стали пополняться со все возрастающей быстротой. После второй мировой войны родилась новая наука — радиоастрономия. (Событие ничуть не менее знаменательное, чем изобретение телескопа.)

Галилей преподносит свой телескоп дожу Венецианской республики
(с картины Луиджи-Саботелли)

Наблюдения за Солнцем до последнего времени велись только через «оптическое окно» прозрачности в атмосфере, т. е. в видимом свете. (Атмосфера Земли пропускает электромагнитные волны оптического диапазона с длиной волны больше 0,3 мк и короче нескольких микрон. А глаз улавливает и того меньше — волны от 0,4 до 0,75 мк.)
Информация, которую приносили из Космоса другие виды излучений, в частности радиоволны, оставалась нерасшифрованной. А Вселенная, да и само Солнце шепчет, говорит и шумит на разные голоса на волнах с длиной от ничтожных долей ангстрема до сотен метров и более!

Лишив оптический метод монополии в исследовании Солнца, радиоастрономия необычайно раздвинула границы познания.
Расшифровке стали доступны волны от нескольких миллиметров до нескольких десятков метров. (Более длинные волны земная атмосфера почти не пропускает.) И если раньше только свет рассказывал нам о том, что делается в далеких мирах, то теперь «солнечные новости» сообщают нам электромагнитные волны любой длины: от самых жестких — гамма-лучей до самых длинных — радиоволн.
Подлинную революцию в физике Солнца произвела современная ракетная техника. Теперь человек получил воз­можность не только следить за Солнцем с Земли, но и отправить в космический океан летающие лаборатории — спутники, ракеты и межпланетные станции. Аппаратура, поднятая на спутниках и ракетах, позволила зарегистрировать идущие от Солнца электромагнитные и корпускулярные излучения, которым атмосфера и геомагнитное поле преграждают путь на Землю.

Современные исследователи Солнца уже мечтают о том недалеком будущем, когда около Земли начнут дежурить постоянные «патрули солнечного излучения», передающие с помощью телеметрии сведения обо всех колебаниях деятельности светила. Они предполагают также принять участие в работе обсерватории на Луне, план строительства которой уже обсуждался на международных конгрессах по астронавтике.
Оглядываясь на пройденный астрономией путь, трудно еще осмыслить в полной мере тот огромный скачок, который она совершила за последние три столетия и особенно за последние 20 лет.

От поэзии мифов и солнечных гимнов, до современного учения о биологической роли Солнца; от суеверных воззрений и смутных догадок древней солнечной теории до гелиофизики наших дней, от древнеегипетских и древне­греческих храмов Солнца до подлинных храмов науки, обсерваторий и грандиозных радиотелескопов, несущих специальную постоянную службу Солнца,— таков путь неуклонного развития солнечной теории.

Столетия блестящего развития науки понадобились для того, чтобы человек мог хотя бы немного приблизиться к пониманию сложных физико-химических процессов, происходящих как в самом солнечном веществе, так и в сфере солнечного влияния. Из божества Солнце в сознании людей постепенно превратилось в реальную космическую силу — энергетическую первопричину множества явлений в неорганической и органической жизни Земли.
Солнечные боги ныне покоятся в холодных залах музеев. Давно забыто солнцепоклонничество! Современный человек уже не выходит до зари из дома, чтобы, обратись лицом к востоку, приветствовать первые лучи восходящего светила.

Но, как и прежде, человечество безотрывно присматривается и прислушивается к жизни Солнца.
Все события,  разыгрывающиеся на  нем,   становятся   объектом скрупулезного научного исследования. И теперь уже не в суеверных фантазиях, а в науке Солнце выступает как источник жизни на Земле. Упорным трудом выясняет че­ловек место, которое  занимает  наше  светило в Космосе.

Статьи на  тему об А.Л. Чижевском :
1. А.Л. Чижевский
2. Судьбоносная встреча с Чижевским


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Related Posts Plugin for WordPress, Blogger...